[Картонная Армия - от галеры до ракеты!]

Домой Вверх Содержание

Т-35
М 109 А2 AAV7 (LVTP 7) КВ-2 FV 101 "Scorpion" Ford G.P.A. JEEP MCV-80 Warrior Valentine Mk.IV Panzer I Stug IV Dodge WC-51 Газ-69М Chevrolet 15-CWT M997 Hummer PzKpfw IV Ausf.G Horch 1a (Африка) M11/39 Бензовоз "Bulldog" Horch 1a (Европа) Т-27 T-34/85 БТ-2 PzKpfw III Ausf.M Sd.Kfz.234/2 Puma БА-64Б САУ "KRAB" ПТС Willys Jeep M35A2 БТ-5 Газ-67Б БТР-80 SdKfz 165 Hummel Mersedes L3000 SdKfz 250/1 alt T-100 Star 266 + ЗУ-23-2 Alkett SdKfz 2 FIAT 621 Polonez-Poltruck Ford Tfc ИС-2 Bishop Hetzer Star 12.185 CWS T-1 Kubelwagen Typ 82 Mk.A Whippet Schwimmwagen M 13/40 ИСУ-122 ИСУ-152 FIAT 621L Challenger A30 M2 Bradley Mark Mk.IV Male PzKpfw.VI Tiger II Mk.VI Crusader III Kfz.70 "Шнауцер" Star 660 HydroMil II Автокран DUT-0502 CWS T-1 P.K.O. JagdPanzer IV Ausf.F MAN LE 180C Star LE 12180 Nysa 522 Vickers E БА-6 БА-10М T-54 Р-300 Lanz-Bulldog D9506 Ursus C45/C451 T-26 Т-37А FSC "Zuk" A15M PR-100 Т-35 Трамвай 105N ФАИ ФАИ-М FSO M.20 Warszawa Type 5 Chi-Ri Staghound Mk.1 БА-20 Д-12 Т-80 ATF Dingo-1 Saint Chamond ИТ-28

 

 

   Тяжелый танк Т-35   MO-B97

    Тяжелый танк Т-35, модификация 1939 года   MO-B98

 

Категория Бронетехника и автомобили
Эпоха вторая мировая война
Страна СССР

Танк T-35 был разработан  конструкторским бюро АВО-5 на заводе «Большевик» в Ленинграде.  Сборка первого прототипа, получившего обозначение Т-35-1 была закончена 20 августа 1932 года. Второй прототип, Т-35-2, отличавшийся от предыдущего конструкцией главной башни и трансмиссией был построен к апрелю 1933 года.

В соответствии с решением правительство СССР в мае 1933 года выпуск Т-35 был перенесен на Харьковский Паровозостроительный Завод (ХПЗ), куда был передан прототип Т-35-2, а также рабочая документация.

Однако отличия прототипа от документации на серийный образец оказались столь значительными, что фактически речь шла о новом танке. Разумеется, все это сказалось на подготовке машины к серийному производству. В то же время, на помощь заводчанам пришла модульность конструкции – танк состоял из девяти модулей, собираемых отдельно, которые затем объединялись в единую конструкцию на специальном стапеле. Сборка первого танка была начата 18 октября, а закончилась 1 ноября 1933 года. По мере освоения производства и выявления источников удорожания танка на заводе было внесено несколько изменений, направленных на улучшение конструктивных решений и упрощение технологии изготовления. Но несмотря на все усилия серийный выпуск шел медленно – трескались литые из стали Гатфильда траки,  лопалась коробка передач и перегревался двигатель.

Однако самым серьезным недостатком танка Т-35, который существенно снижал его тактические характеристики, стало сложное управление танком в боевых условиях. Командир не мог одновременно управлять огнем пяти башен, размещенных на двух уровнях. Плохой обзор не позволял командиру контролировать все поле боя, поэтому командиры отдельных башен должны были самостоятельно обнаруживать и поржать цели.

В начале 1936 года на завод из войск начали поступать многочисленные рекламации на различные узлы Т-35.  Чтобы решить проблему в комплексе, один из серийных танков был подвергнут всесторонним испытаниям, которые затянулись до 1 августа 1937 года. По результатам испытаний на ХПЗ в конструкцию танка было внесено несколько изменений. Была модернизирована коробка передач, бортовые фрикционы, масляный бак, электрооборудование, спроектировано и изготовлено специальное уплотнение корпуса танка, сделавшее невозможным проникновение воды внутрь. Глушитель был размещен поперек корпуса танка и прикрыт по бокам бронеплитами. Снаружи остались только выхлопные трубы.

Благодаря модернизации, танки, выпущенные в 1937 году имели существенно более лучшие эксплуатационные характеристики – их ресурс между капитальными ремонтами увеличился с 1500 км до 2000 км. Но ничто не дается даром – использование более толстой брони (23 мм вместо 20 мм) и внесенные изменения привели к увеличению массы танка до 52 тонн.

Осенью 1937 года завод получил одновременно два новых задания – разработке нового танка Т-35 с увеличенной толщиной брони и разработке новой модификации танка с наклонными башнями. Работы шли довольно медленно, поскольку немало инженеров и конструкторов  КБ стали жертвами репрессий.

 В конце 1938 года был начат выпуск танков Т-35 с наклонными башнями, усиленной броней, переработанной подвеской и новыми топливными баками большей емкости. Первые три танка были переданы в войска в феврале-апреле 1939 года и еще три, отличающиеся формой подбашенной коробки – в мае-июне 1939 года. На части машин в нише задней стенки главной башни был установлен дополнительный пулемет ДТ. Эти танки имели толщину лобовой брони  70 мм, и 25 мм на главной башне и подбашенной коробке. Масса танка возросла до 54 тонн.

По решению Верховного Совета СССР от 8 августа 1939 года выпуск танков Т-35 был прекращен. С 1932 по 1939 год было построено два прототипа Т-35-1 и Т-35-2 и 61 серийный танк (55 танка Т-35 и 6 танков Т-35А).              

Танк Т-35 оснащался пятью башнями, устанавливаемыми на двух уровнях. Корпус танка был разделен на пять отсеков: носовых башен и управления, главной башни, кормовых башен, моторный и трансмиссии. На потолке корпуса устанавливались средние и малые башни.

В малой башне размещался стрелок, обслуживающий пулемет ДТ, а в средней башне, оснащенной 45мм пушкой – заряжающий и наводчик. Перед носовой малой башней размещалось место механика-водителя. Для наблюдения за окружающей обстановкой слева от водителя была предусмотрена щель, закрытая бронестеклом, так же, как и в лобовой броне. Справа от водителя под башней 45-мм орудия на полу размещались сундучки с инструментом, а не дне корпуса в носовой части машины два баллона со сжатым воздухом (15 МПа) для запуска двигателя.

Главная башня устанавливалась на шестигранной подбашенной коробке. Под полом башни и на боковых стенках размещались снаряды калибра 76.2 мм и 45 мм, а также запасные части к пулеметам.Над отсеком кормовых башен устанавливались малая и средняя башня, аналогичные носовым. За малой кормовой башней устанавливался топливный бак емкостью 270 литров.

Корпус танка изготавливался методом сварки и, частично, клепки. В моторном отделении устанавливалось ложе двигателя и коробки передач. В переднем и заднем боевых отделениях ко дну были приварены рамы, на которых укладывался жестяной пол, изготовленный из 4 листов. В отделении главной башни пол был двухслойный и состоял из верхнего пола (башни) и нижнего (корпус). Боковые стенки корпуса состояли из семи сваренных бронеплит. Для обеспечения жесткости на сварные швы снаружи приваривались накладки и дополнительно клепками крепились ребра жесткости. По бокам корпуса приваривались распорки для крепления тележек и несущая рама кожуха подвески.

Конструкция главной башни была идентична с башней Т-28. В потолке башни было установлено два люка: круглый и прямоугольный (в танках первых серий был только один прямоугольный) и три отверстия – два для перископов и один для вывода радиоантенны. В стенках башни имелись отверстия для стрельбы из личного оружия и щели для наблюдения, закрытые бронестеклом «Триплекс». Башня была оснащена механизмом вращения с трехскоростным электрическим приводом и возможностью ручного поворота. Башня имела подвесной пол. Под сиденьями командира и наводчика размещались барабанные контейнеры на 6 снарядов 76.2 мм каждый. Между сиденьями размещался еще один рядный контейнер на 10 таких снарядов и на 6 дисков к пулемету ДТ. Складные сиденья для радиста и механика были установлены на задних опорах подвесного пола. На стенке задней ниши башни размещалась радиостанция.

Башни, оснащенные 45-мм пушками, были аналогичны башням БТ-5 с тем лишь отличием, что в них отсутствовала задняя ниша. В потолке башни был выполнен прямоугольный люк, закрывающийся двумя крышками, открывающимися вперед и отверстие для перископа. Башни пулеметов ДТ были такими же, как и у танка Т-28. В потолке имелся открывающийся вперед люк, а в боковых стенках – наблюдательные щели и отверстия для стрельбы из личного оружия. Под башней размещалось складное кресло стрелка, регулирующееся по высоте и стеллаж с дисками для пулемета. Башни вращались с помощью ручного привода.

Вооружение танка предназначалось для огневой поддержки действия пехоты и уничтожения укреплений противника, а также борьбы с вражеской бронетехникой. Орудием главного калибра танка являлась 76.2 мм пушка КТ (Кировская Танковая) образца 1927/32, а затем – КТ-28, отличавшаяся от предыдущей меньшей отдачей. Начиная с 1936 года, пушки, устанавливаемые в Т-35 были полностью унифицированы с пушками танка Т-28. Орудие позволяло вести стрельбу в секторе 360 градусов по горизонтали и от -5 до +25 градусов по вертикали. Общая длина пушки составляла 16.5 калибров. Боекомплект мог включать фугасные, осколочные и бронебойные снаряды.

Вооружение средних башен составляли пушки калибра 45 мм типа 20К образца 1934 года. Башня ограничивала сектор стрельбы  по горизонтали в 165 градусов, а по вертикали – от -6 до +22 градусов. Полная длина орудия составляла 46 калибров. Пушка устанавливалась в люльке, где размещался также спаренный с ней пулемет ДТ, оснащалась перископическим прицелом ТОП и перископическим ПТ-1. В малых башнях в шаровых люльках устанавливались 7.62 мм пулеметы ДТ.

Боекомплект танка состоял из 96 снарядов калибра 76.2 мм (как правило, по 48 фугасных и осколочных снарядов), 226 снарядов калибра 45 мм (по 113 бронебойных и фугасно-осколочных). В 1939 году на вооружение были также приняты бронебойные снаряды калибра 76.2 мм, но их начальная скорость была довольно низкой. Боекомплект к пулеметом ДТ составлял 10800 патронов, упакованных в дисковые магазины.

Танк Т-35 приводился в движение четырехтактным, 12-цилиндровым авиационным двигателем М-17 с жидкостным охлаждением. Мощность двигателя составляла 500 л.с. (после модернизации – 580 л.с.) при 1450 об./мин. Объем двигателя составлял 46900 см.куб. Двигатель заправлялся бензином Б70 или КБ70. Топливо размещалось в двух топливных баках емкостью 320 л и в одном – емкостью 270 л. Охлаждение было принудительным, два радиатора устанавливалось по бокам двигателя. Отбор мощности осуществлялся с помощью сухого многодискового фрикицона (25 стальных дисков) на коробку передач, обеспечивающую четыре скорости для движения вперед и одну - назад. От коробки передач мощность отбиралась с помощью многодисковых бортовых фрикционов и бортовых передач с двумя парами цилиндрических зубчатых колес на ведущие колеса. Кроме того, от вала двигателя приводился в движение главный вентилятор, засасывающий воздух для охлаждения радиаторов.

Механизм подвески танка состоял из четырех тележек на каждом борту. Каждая тележка состояла из двойных несущих колес с резиновыми бандажами, амортизированных с помощью спиральных пружин. Ведущие колеса размещались на корме, а ленивцы, с резьбовым механизмом натяжения – спереди. Верхняя часть гусеницы размещалась на шести сдвоенных поддерживающих катках, также защищенных резиновыми бандажами. Траки шириной 526 мм с одним гребнем и шкворнем изготавливались из стали Гатфильда. Каждая гусеница состояла из 135 траков.

Подвеска защищалась от осколков съемным экраном. В последних экземплярах для облегчения обслуживания в экране появились отверстия с крышками. Бортовая однопроводная электрическая сеть танка обеспечивала напряжение 24 Вольта и запитывалась четырьмя аккумуляторами.

На танке устанавливалась радиостанция 71-ТК-1, а начиная с 1936 года – 71-ТК-3 с поручневой антенной, которая устанавливалась на шести, а после 1935 года – на восьми опорах. Радиостанция обеспечивала радиотелефонную связь в движении на расстоянии до15 км, на стоянке – до 30 км, а также в радиотелеграфном режиме – до 50 км. Для внутренней связи использовалось переговорное устройство ТПУ-6. Танк был оборудован дымогенераторами ТДП-3, которые устанавливались в бронированных сундуках по бортам подбашенной коробки. Время непрерывной работы составляло 5 минут.

Экипаж танка состоял из 12 человек, из которых в бою на борту машины находилось 10. В главной башне размещались командир танка, наводчик и радист. В средних башнях находилось по два человека, в малых – по одному стрелку, а в отсеке управления – механик-водитель. За пределами машины находились старший механик-водитель и механик-двигателист, которому на время марша выделялось место в главной башне.

Первоначально Т-35 состояли на вооружении 5-го полка тяжелых танков, который впоследствии был преобразован в 5-ю Отдельную Танковую Бригаду, входившую резерв Верховного Командования. В марте 1939 года бригада была передана Киевскому Особому Военному Округу, после чего был изменен и ее номер – на 14 бригаду Тяжелых Танков. В связи с реорганизацией танковых войск РККА и формированием механизированных корпусов все танки Т-35 были переданы в 67 и 68 полки 34-ой танковой дивизии 8-го Механизированного Специального Корпуса КОВО.

Боевая карьера Т-35 была короткой и не слишком успешной. Все танки, находившиеся в войсках первой линии были потеряны в течение первых месяцев войны, присеем подавляющее большинство, не в бою, а в результате технических неисправностей. Ограниченный ресурс машин был впустую потрачен на бесконечные марши. Экипажи покидали танки, снимая с них пулеметы и уничтожали машины. Немцами было захвачено несколько танков, но в состав трофейной техники они не вошли – только одна машина была доставлена на полигон в Куммерсдорф где использовалась для испытаний. В настоящее время имеется только один образец Т-35, который находится в подмосковной  Кубинке.

МО-B97. Модель тяжелого танка Т-35 изготовлена в масштабе 1:25 и представляет собой машину, выпущенную в 1936 году. Камуфляж – стандартный для танковых войск РККА 30-х годов. Тактические обозначения соответствуют первой машине второго взвода, второй роты первого батальона 5-й бригады тяжелых танков.

MO-B98. Модель танка Т-35А (модификация 1939 года), соответствует машине 68 полка 34 танковой дивизии 8 механизированного корпуса. КОВО, июнь 1939 года.

Основные тактико-технические данные

bullet

Экипаж: 10+2 человек;

bullet

Полный вес: 50 000 кг;

bullet

Размеры:
bullet

 длина: 9720 мм;

bullet

ширина: 3200 мм;

bullet

высота: 3430 мм;

bullet

клиренс: 530 мм;

bullet

Бронирование:
bullet

корпус: 10-50 мм;

bullet

Главная башня: 15-20 мм;

bullet

Средняя башня: 10-20 мм;

bullet

Малая башня: 10-20 мм;

bullet

Вооружение:
bullet

1  пушка KT-28 76,2 мм;

bullet

2 пушки 20K обр.1934 45 мм;

bullet

5 пулеметов ДТ 7,62 мм;

bullet

Боекомплект:
bullet

96 снарядов 76,2 мм;

bullet

226 снарядов 45 мм;

bullet

 10 800 патронов к пулемету ДТ  7,62 мм

bullet

Двигатель: 4-тактный карбюраторный, 12-цилиндровый, М-17 с жидкостным охлаждением, мощностью 500 (580) л.с. при 1450 об./мин.

bullet

Емкость топливных баков: 910 л

bullet

Трансмиссия: главное сцепление – сухое, многодисковое, механическая коробка передач (4+1), бортовое сцепление с планетарными коробками передач.

bullet

Электрическая сеть: однопроводная 24 Вольт

bullet

Скорость максимальная:
bullet

по шоссе: 28,9 км/час;

bullet

 в поле: 14 км/час;

bullet

Запас хода:
bullet

по шоссе: 100 км;

bullet

В поле: 80 км;

bullet

Преодолеваемые препятствия:
bullet

уклон: до 20 градусов;

bullet

Вертикальная стенка: до 1,2 м;

bullet

Рвы шириной: до 3,5 м;

bullet

Брод глубиной: до 1,0 м.

 

 

 Параметры модели

bullet

Издание Modelik #01,2008, #02,2008

bullet

Масштаб – 1:25

bullet

Объем – 32 листов А3

bullet

Компьютерная разработка – да

bullet

(только MO-B97)

bulletСтепень сложности:    

 

Особенности модели

Модель тяжелого танка Т-35 относится к моделям средней степени сложности, но требует старательности и аккуратности, а также особого терпения применительно к элементам подвески и двигателя. Базовая версия модели предусматривает изготовление:

bullet

Полное оснащение моторного отделения;

bullet

Полное оснащение боевого отделения и всех башен;

bullet

Пушки, подвижные в вертикальной плоскости;

bullet

Вращающиеся башни;

bullet

Открывающиеся люки башен;

bullet

Открывающийся люк механика-водителя;

bullet

Открывающиеся люки для доступа к двигателю и вентилятору;

bullet

Вращающийся вентилятор;

bullet

Открывающийся визир водителя;

bullet

Все колеса - вращающиеся;

bullet

Подвижные тележки;

bullet

Возможность регулирования натяжения гусениц;

bullet

Возможность изготовления гусениц из лент или из отдельных траков.

Начинающие моделисты могут выполнить модель в более простом исполнении, отказавшись от перечисленных выше возможностей.

 Цена

1216 руб.

horizontal rule

 

 

Послать письмо voldemarus@narod.ru  
Авторские права © 2003-2010 Картонная армия
Последнее изменение: июля 18, 2010