Як-3 стал одним из самых известных самолётов Второй
мировой войны. Он был самым лёгким истребителем своего времени в мире. Лётчики,
летавшие на нём, высоко оценивали его лётные качества. В воздушных боях он
показал значительное превосходство над всеми истребителями противника.
Проведённая в конце войны серия учебных боёв с английскими и американскими
истребителями показала превосходство и над ними (на малых и средних высотах).
Всего в 1944-1946 годах было изготовлено 4848 (4111 во время войны) самолётов
Як-3 всех модификаций. Из них на заводе №292 в Саратове изготовлено 3137
самолётов, на заводе №31 в Тбилиси - 934. Поставлялся в Югославию. На базе
поршневого Як-3 был разработан реактивный истребитель Як-15. В конце 40-х годов
на основе Як-3 в Югославии были разработаны истребитель S-49 и учебный самолёт
"тип 213".
В боевых условиях Як-3 впервые применён во время Львовской наступательной
операции в июне 1944 года. За месяц боёв лётчики 91 иап сбили 23 самолёта
противника, потеряв 2 истребителя (ещё 3 подбиты огнём зенитной артиллерии).
Позже истребители Як-3 участвовали в сражениях в небе Белоруссии, Прибалтики,
Польши и Германии. На вооружение оставался до появления первых серийных
реактивных истребителей.
Кроме советских лётчиков на Як-3 воевали французы из полка "Нормандия-Неман".
После перевооружения на Як-3 они сбили 184 самолёта противника. По окончании
войны по решению правительства СССР 41 Як-3 был передан Франции в качестве дара.
Они оставались на вооружении полка до 1947 года, после чего были переданы в
лётные школы, где эксплуатировались до 1956 года. Один самолёт сохранился до
наших дней и экспонируется в парижском музее авиации.
Они появлялись
внезапно, умело атаковали, нанося неожиданные и точные удары по самолетам
противника. В почерке каждой машины чувствовалось высокое мастерство и
осмысленная дерзость летчика группы Меч. Она всегда приходила туда, где было
всего труднее, и тогда, когда в этом была крайняя необходимость.
Организованная в июле 1943 года по инициативе командира 3-го гвардейского
авиационного корпуса генерала Ивана Дмитриевича Погорелова группа Меч собрала
лучших пилотов соединения. Этим и объяснялась высочайшая результативность, с
которой летчики группы проводили воздушные бои, неважно - одиночные или
групповые. В составе необычного подразделения асов поначалу было 16 истребителей
Як-1. В июне 1944 года их сменили Як-3. Самолеты группы Меч имели характерную
отличительную окраску - кок винта и передняя часть фюзеляжа до кабины летчика
были красного цвета.
Савелий Носов пришел в группу летом 1944 года, имея за плечами солидный боевой
опыт - других в группу просто не брали....
Савелий Васильевич Носов родился 23 октября 1923 года в деревне Обухово
Залесовского района Алтайского края в семье служащего. В школу пошел в
Хабаровске, куда переехали родители. Мечта о небе привела Василия в аэроклуб.
После окончания десятилетки и аэроклуба он поступил в Бирскую военную
авиационную школу пилотов, в которой учился с 1940-го по 1943 год. Затем был
направлен на фронт в 150-й гвардейский истребительный авиационный полк. В
составе именно этого полка действовала группа Меч, в которую Савелий Носов был
зачислен, имея на личном боевом счету три сбитых фашистских самолета.
Его излюбленным приемом стала лобовая атака, когда в сжатые до предела мгновения
все решали расчетливая дерзость и мастерство пилота. В биографии Савелия
Васильевича таких атак было пятнадцать, и ни разу он не отвернул, не дрогнул. Со
дня боевого крещения до первой победы в воздухе прошло не более двух недель. 6
июля 1943 года в бою над Белгородом сержант Носов отправил к земле первый мессер.
За два года войны Носов отведал сполна все, что положено фронтовому
летчику-истребителю. Его боевой путь прошел по небесным и земным дорогам
Воронежского, Степного, 2-го Украинского фронтов, он участвовал в Белгородско-Харьковской, Корсунь-Шевченковской, Кировоградской операциях, воевал над
Будапештом, Братиславой, Веной... Пик боевой удачи Носова пришелся на 8 и 9
декабря 1944 года: в каждый из этих дней Савелий сбил по два ФВ-190. За всю
войну сам ни разу не был сбит, даже ранен!
О боевом и летном мастерстве Савелия Носова свидетельствует и такой факт. В
начале 1944 года Носов проводил показательные воздушные бои с Героем Советского
Союза Григорием Титаренко, который был ведомым у Ивана Кожедуба, и все три боя
выиграл.
Последний фронтовой вылет Носов совершил 8 мая 1945 года. В этот день четверка
наших истребителей сопровождала самолет-разведчик. В полете по радио получили
сообщение об окончании войны. Сделав горку, яки отсалютовали долгожданной
Победе. А последнюю воздушную победу С.В. Носов одержал еще в апреле 1945- го в
небе над городом Брно. Всего же за время войны Савелий Носов совершил 149 боевых
вылетов, провел 38 воздушных боев, лично сбил 16 самолетов противника и один в
составе группы. Большинство сбитых, 11 - истребители, шесть из них ФВ-190....
Для участия в параде Победы 150-й гвардейский делегировал одного из лучших своих
летчиков. Савелий Носов в составе сводного батальона, которым командовал
Каманин, прошел по брусчатке Красной площади столицы Родины, чье небо он
самоотверженно защищал.
После войны Савелий Васильевич Носов с армией не расстался. Продолжал службу в
военной авиации. 15 мая 1946 года отважному летчику было присвоено высокое
звание Героя Советского Союза. Долгое время Савелий Васильевич передавал свой
богатый опыт молодым летчикам. Был старшим штурманом 10-й гвардейской
авиационной дивизии, старшим штурманом Черниговского авиационного училища
летчиков. В 1956 году окончил Военно-воздушную академию, ныне ВВА имени Ю.А.
Гагарина. После окончания Академии служил заместителем начальника
Борисоглебского высшего военного авиационного училища летчиков. Девять типов
самолетов освоил Савелий Носов, провел в небе более 2000 часов. За мужество и
отвагу, проявленные в боях, за самоотверженный ратный труд в мирное время
Савелий Васильевич Носов награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного
Знамени, орденами Отечественной войны I и II степени, двумя орденами Красной
Звезды, орденом Славы III степени, орденом За службу Родине в Вооруженных Силах
СССР III степени, медалями. С 1978 года Савелий Васильевич в запасе. Живет в
Краснодаре. Трудится на авиационном ремонтном предприятии.
На фасаде одного из жилых домов в Краснодарском авиационном городке укреплена
мемориальная доска, на которой сделана надпись: В этом доме живет Герой
Советского Союза Носов Савелий Васильевич.
http://www.aviation.ru/Navy/text1/pg95.rhtml
ТТХ