[Картонная Армия - от галеры до ракеты!]

Домой Вверх Содержание

Ладья св. Войцеха
Дракон Ладья св. Войцеха Millenium 3 Боевой дроид ООМ9 Дроид R2D2

 

 

  Ладья св. Войцеха    JS-351

Категория Флот
Эпоха Средние века
Страна Западный славяне

Как указывают археологические источники, западные славяне в X-XII веках предпринимали достаточно протяженные походы как военные, так и торговые. Этот период относится к заре парусного флота славян, остатки ладей обнаружены не только на южном берегу Балтийского моря, но также и на территории современной Дании и Швеции.

Славяне изготавливали ладьи из дерева методом «скорлупы». Вначале собиралась обшивка бортов, потом в нее вкладывались дно и шпангоуты-распорки, которые придавали днищу корабля относительно плоскую форму, что позволяло вытаскивать ладью на берег. Силуэтом славянская ладья  не слишком отличалась от ладьи викингов, но при детальном рассмотрении выяснилось, что технология сборки наложила свой отпечаток – по-другому соединялись элементы ладьи. Так, славяне использовали деревянные колышки диаметром от 10 до 30 мм с головкой, остающейся снаружи обшивки и заклиненных с внутренней стороны. Это соединение успешно исполняло роль железных гвоздей, использовавшихся повсеместно в Скандинавии. Но в местах критически важных соединений, таких как у стыка обшивки с носовой и кормовыми досками использовались железные гвозди. Следующий технологический прием, характерный для славянских ладей – уплотнение стыков между досками обшивки с помощью сушеного мха. Как уже указывалось, для повышения прочности корпуса использовались поперечные шпангоуты – распорки. На этих распорках устанавливались лавки, которые одновременно служили ребрами жесткости. Все эти элементы крепились деревянными колышками. Для консервации использовалась древесная смола.

Для удержания курса использовались либо рулевые весла, либо специальный руль, устанавливаемый по правому борту в кормовой части судна. Для приведения ладьи в движение уже в X-XII веках использовался прямоугольный парус, поднимаемый на мачте. При отсутствии ветра ладья приводилась в движение веслами, устанавливаемых в уключины – своеобразных рогаток, которые устанавливались в отверстия в верхней части борта.

Сохранившиеся источники не подтверждают факта украшения славянских ладей носовыми или кормовыми фигурами, картинами и т.д. Да и у викингов деревянные драконы и башни использовались только для устрашения противника во время набегов. В повседневной жизни и походах такие украшения не использовались.

По реконструкции немецкого ученого Отто Ленау, который одним из первых занялся изучением западнославянского флота начала средних веков, ладья славян имела около 11 м длины, 2.27 м ширины и 0.87 м высоты.

 Параметры модели

bullet

 Издание – JSC #351

bullet

Объем – 6 листов А4

bullet

Масштаб – 1:40

bullet

Сложность –

bullet

Детальная инструкция – да

bullet

Компьютерная разработка – да

Особенности модели

Все выкройки – двухсторонние. Использование дополнительного картона для укрепления не требуется. Но стоит отметить, что это необычная модель. Вначале для ее сборки собирается каркас, на котором устанавливаются шпангоуты. Затем приклеивается киль, и приклеиваются, доска за доской, полосы обшивки. После этого каркас удаляется и остается установить лавки-распорки. Фактически, процесс сборки повторяет процесс строительства настоящей ладьи, что весьма интересно и познавательно. Разумеется, это не просто и требует спокойствия, выдержки и аккуратности. Мачты могут быть скручены из выкроек, представленных в журнале, но также приведены и шаблоны для их самостоятельного изготовления из дерева.  Такелаж, как видно из рисунка, достаточно прост и его изготовление сложностей не вызовет. Однако стоит отметить, что носовая фигура на иллюстрации – плод воображения художника, в выкройках она не предусмотрена. Зато предусмотрено изготовление восьми весел.

В целом же – интересная и необычная модель ладьи, относящейся к 997 году нашей эры.

Цена

244 руб.

 

horizontal rule

 

 

Послать письмо voldemarus@narod.ru  
Авторские права © 2003-2010 Картонная армия
Последнее изменение: июля 18, 2010