|
|
Несмотря на жесткие ограничения Версальского договора, запрещавшие Германии иметь боевые корабли водоизмещением свыше 10000 тонн, немецкие конструкторы нашли выход из положения и на свет появилась серия так называемых карманнных линкоров (см. например, Адмирал Граф Шпее). В ответ на это соседние страны начали готовить адекватный ответ и к середине 30-х годов развернулся очередной виток гонки вооружений. С приходом к власти нацистов, однако Германия начал воорудаться стремительными темпами и важной составной частью новой морской политики стало строительство настоящих линкоров, к которым в частности относились Scharnhorst и Gniesenau.
Один из вариантов исполнения модели - линкор после планируемой модернизации Строительство линкора Е (Ersatz Hessen) было начато 25 января 1934 года на верфи Deutche Werke в Кельне. Первоначально это должен был быть корабль класса Deutschland, Но 5 июля того же года строительство было остановлено , а 6 мая 1935 года начато уже по новым планам. Корабль был спущен на воду 8 декабря 1936 года, и ему было присвоено имя одного из двух линкоров, погибших в битве под Фолклендами в декабре 1914 года. 21 мая 1938 года Gneisenau воошел в строй и начал ее с похода по Северной Атлантике, который был фактически испытаниями.Затем летом 1939 года состоялся еще один поход в Атлантике. К моменту началавойны, Gneisenau вместе с линкором Scharnhorst находился в районе Brunsbuttel откуда 8 сентября перешел в Кельн. В октябре 1939 года уже после начала войны Gneisenau с крейсером Koln и девятью эсминцами участвует в охоте за торговыми судами, курсирующими между Скандинавией и Великобританией, но безуспешно. В ноябре того же года во время перехода вместе с Scharnhorst в Атлантику к югу от Исландии линкор потопил британский вспомогательный крейсер Rawalpinidi, но был вынужден вернуться на базу. Еще один поход в феврале 1940 (в состав отряда кроме Scharnhorst входил также крейсер Admiral Hipper и несколько эсминцев) года также завершился безуспешно. Во время норвежской кампании Scharnhorst и Gniesenau обеспечивали высадку десанта. 9 апреля 1940 года состоялся короткий бой с линкором Renown. 4 июня 1940 года оба линкора топят авианосец Glorious и его эскорт - эсминцы Ardent и Acasta. 20 июня 1940 года Gneisenau вместе с Adm. Hipper выходят из Трондхейма с намерением совершить переход в Северную атлантику. Но в тот же день в 40 милях от острова Халтен линкор получает попадание торпедой с британской подводной лодки Clyde. Корабль возвращается в Трондхейм, где произвоидится первичный ремонт, после чего 28 июля направляется в Кельн в сопровождении крейсера Nurnberg. Ремонт линкора продолжается почти до конца года. И только 28 декабря 1940 года он вместе с Scharnhorst вновь предпринимает попытку выхода в Атлантический океан. Однако из за повреждений, полученных в результате шторма оба линкора возвращаются на базу. Во время следующего похода 22.01.1941-23.03.1941 линкоры вышли в Атлантический океан и потопили 22 судна общим тоннажом 115000 тонн. Хотя во время похода три раза были замечены английские линкоры, столкновения удалось избежать. Рейс завершился в Бресте. 6 апреля 1941 Gneisenau получает попадание авиационной торпедой, а ночь с 10 на 11 апреля - четырьмя авиабомбами. Ремонт затягивается до конца года 11.02.1942 отряд в составе Scharnhorst, Gneisenau, Prinz Eugen, в сопровождении легких кораблей выходит из Бреста и через канал Ла Манш направляется на восток. Во время этого перехода под Gneisenau (как и под вторым линкором) взрываются две мины. Однако вся группа кораблей приходит в Германию. Реомнт Gneisenau проходит в доке в Кельне и там 25 апреля он подвергается налету британских самолетов. Одна из бомб взрывается в районе башни "А" - гибнет более ста человек, пожар продолжается около трех дней и уничтожает все оборудование носовой части корабля. 4 апреля 1942 года Gneisenau направляется в Гдыню - подальше от авианалетов. Планировалось также в Гдыне перестроить линкор. В частности, нос корабля должен был быть сделан более длинным, на место 280 мм пушек должны были быть поставлены орудия 380 мм. Средня артиллерия - 152 мм и 105 мм должна была быть азменена на универсальные орудия 128 мм. Для этих пушек были начаты работв по проектированию новых башен. Но в 1944 году после гибели Scharnhorst все работы были остановлены. Корпус линкора с обрезанным носом и с неполным вооружением остался в Гдыне. Корабль использовался как бомбоубежище и батаеря средств ПВО. Главный калибр был демонтирован - башня "А" была отправлена в Голландию, -башни "B" и "С" - в Норвегию. Кстати, последняя башня с 1991 года доступна для обозрения (Орландет, к северо-западу от Тронхейма). В марте 1945 года перед приходом советских войск немцы решили затопить Gneisenau чтобы заблокировать порт Гдыни. 27 марта корабль был затоплен, полностью заблокировава вход в порт. Убрать Gneisenau удалось только 12 сентября 1951 года.
|
![]() |
Водоизмещение стандартное – 31552 тонн (1932), 31847 (1943) |
![]() |
Водоизмещение полное – 39017 тонн |
![]() |
Длина – 235,4 м |
![]() |
Ширина – 30 м |
![]() |
Осадка – 8,69 - 9.93 м |
![]() |
Вооружение: 9*280 мм, 12*150 мм, ПВО: 14*105 мм, 16*37 мм, 10*20 мм, 6 торпедных аппаратов 533 мм, 3-4 самолета |
![]() |
Бронирование – борт - 70-350 мм, мостик носовой - 200-350 мм, мостик кормовой - 50-100 мм, башни главного калибра - 200-360 мм, башни среднего калибра - 50-140 мм |
![]() |
Скорость макс. - 31,65 узла |
![]() |
Дальность плавания - 7100 ММиль при скорости 19 узлов |
![]() |
Экипаж: 1968 человек |
![]() |
Издание – JSC #72 |
![]() |
Объем – 14 листов А4 |
![]() |
Масштаб – 1:400 |
![]() |
Сложность – |
![]() |
Исполнение – английское (по ватерлинию) |
![]() |
Детальная инструкция – да |
![]() |
Компьютерная разработка – да |
Новое издание, компьютерная разработка, четкая аккуратная полиграфия. Комплект выкроек позволяет собрать линкор в одном из трех вариантов: по состоянию на 1938 год, его предполагаемый вид после перестройки в 1945 году, а также собрать диораму, представляющую Gneisenau, заблокировавший вход в порт Гдыни.
536 руб.
Послать письмо
voldemarus@narod.ru
|