|
|
Исследования, проводившиеся в Швеции сразу после начала второй мировой войны показали, что флот отчаянно нуждается в быстроходных кораблях, вооруженных артиллерией среднего калибра. Были предприняты безуспешные попытки закупить подобные корабли в США и Италии. В результате был получен только итальянский проект , соответствующий шведским требованиям. Однако ситуация в мире не позволила шведам купить готовый корабль - они получили только проектную документацию. Поэтому пришлось разместить заказ на строительство двух крейсеров (Tre Kronor, Gota Lejon) на верфи в Гетеборге. Строительство должно было начаться в 1943 году. При этом никаких изменений в исходный проект не вносилось, в результате чего корабли имели "итальянский" силуэт. Главная артиллерия калибра 152 мм была первоначально спроектирована компанией Бофорс для ВМФ Нидерландов, но нападение Германии на Голландию привело к отмене заказа. Важным достоинством конструкции, которая была установлена на шведские крейсера была возможность использования этих орудий для огня по воздушным целям. Tre Kronor (Три короны) был спущен на воду 16 декабря 1944 года, а в строй вошел 25 октября 1947 года. Сроки были затянуты из за непрерывной забастовки работников верфи в 1945 году. Но к моменту входа крейсера в строй условия войны на море уже изменились. Главными угрозами стали реактивные самолеты и ядерное оружие. Поэтому в 1949-1950 годах корабль был подвергнут модификации - был закрыт броней открытый мостик и изменена конфигурация зенитной артиллерии. Gota Lejon был спущен на воду 17 ноября 1944 года, а в строй вошел 15 декабря 1947 года. На сроки, как и в случае с Tre Kronor, повлияли забастовки. Gota Lejon был подвергнут модификации в 1949-1950 годах, а затем в 1957-1958, когда вновь были обновлены зенитные средства, а также система управления огнем. Шесть орудий калибра 40 мм были заменены на 57 мм, а оставшиеся пушки заменены на более новые модели. Скорость хода обеих крейсеров оказалась выше, чем предусматривалось проектом. В историю вошла регата между советским крейсером Свердлов и Gota Lejon. Во время перехода через Северное море после проведения парада кораблей в Спитхеде по случаю коронации Елизаветы Второй крейсер Свердлов пытался догнать идущий перед ним Gota Lejon, но последний без труда удерживал дистанцию. Но несмотря на свои хорошие характеристики оба крейсера оказались весьма дорогим и в эксплуатации. Поэтому уже в 1958 году они были выведены из первой линии. Tre Kronor был списан в 1963 году и постепенно разрезан на слом в последующие годы. Его корпус использовался как понтон для моста вплоть до 1993 года, пока не был продан в Норвегию. А Gota Lejon был возвращен в строй и перекрашен перед участием в маневрах 1963-1964 годов. Но после маневров корабль вновь был выведен из первой линии. Списание и слом были запланированы на 1970 год, но в 1971 году крейсер был продан Чили. В чилийском флоте корабль служил под названием Almirante Latorre. В 1984 году, через 40 лет после спуска на воду был списан, а год спустя продан на слом в Тайвань.
|
![]() |
Водоизмещение, стандартное – 7650 тонн |
![]() |
Водоизмещение полное – 9238 тонн |
![]() |
Длина – 174 (Tre Kronor) 180,2 (Gota Lejon) м |
![]() |
Ширина - 16,7 м |
![]() |
Осадка – 5,7 м |
![]() |
Вооружение – 7*152 мм, 4*57 мм, 11*40 мм |
![]() |
Скорость макс. - 33 узлов |
![]() |
Экипаж – 783 человек |
![]() |
Издание – JSC #79 (Tre Kronor), JSC #80 (Gota Lajon) |
![]() |
Объем – 4*A4 листов А4 |
![]() |
Масштаб – 1:400 |
![]() |
Сложность – |
![]() |
Исполнение – английское (по ватерлинию) |
![]() |
Детальная инструкция – да |
![]() |
Компьютерная разработка – да |
JS-79 - 249 руб.
JS-80 - 250 руб.
Послать письмо
voldemarus@narod.ru
|