[Картонная Армия - от галеры до ракеты!]

Домой Вверх Содержание

Bf.109 F-4 Trop
Bf.109 E Bf.109 F-4 Trop Bf.109 G от ModelArt Bf.109 G-5 от JSC Bf.109 G-6

 

 

Bf.109 F-4 Trop от Халинского или "Звезда Африки"

 (C) Александр Трубин

 

   Итак A6M2 Zero от Халинского закончен и при раздумьях о следующей модели мой взгляд остановился на номере 4-2005 Картонного Арсенала Халинских  (Bf.109 F-4 Trop). 109й я всё равно рано или поздно собирался сделать, а данная разработка на порядок лучше всех выходивших ранее и в принципе в ней есть всё что нужно – даже отдельные закрылки, которые Халинский до сих пор не особенно жаловал (справедливости ради: до предкрылков пока не сподобились). Как водится взялся собирать всё что доступно по данному пилоту и его самолётам (а только в 42 году, до своей гибели 30 сентября он летал как минимум на 5 разных машинах).   На удивление оказалось что имеется немало текста и фотографий на данную тему, а так же фото именно данного самолета – того, на котором Ханс Йоахим Марселль 21 февраля 1942 года одержал свою 49 и 50 победы. Но о внешнем виде потом, сначала о самой модели.

Разработка на высоте, как и все последние модели данного издательства и убеждающая, что всего на трех листах можно разместить детали для модели высокой копийности. Лишнего количества деталей здесь не нагнано, «невидимых» деталей практически нет. Кабина довольно спартанская после Зеро, но достаточная.  

 
 

   В целом сборка не вызовет трудностей у большинства моделистов, но несколько недоработок на мой взгляд всё таки есть.

   Первое:  задние лонжерон консолей крыла (W11z) надо переместить на 3мм ближе к переднему, подрезав соответствующие детали находящиеся между ними иначе он проходит практически по задней кромке обшивки консоли и при установке элеронов и закрылков  образуется щель между ними и обшивкой, в оригинале этого нет, элероны и закрылки входят своими передними концами как бы внутрь крыла и щели не образуется.

   Тоже самое на стабилизаторе и киле, только там отступ надо сделать поменьше – 2мм.

   Второе: радиатор на Фридрихах имел следующую конструкцию

         

Как видите он несколько отличается от конструкции на модели (она относиться к модификации G и позднее). Самое заметное – это щель для перепуска в верхней створке (она хорошо видна на фото оригинала), сделать её  несложно, но желательно, остальные отличия в глубине и не видны.

Третье: внешний конец тропического фильтра (54i) на оригинале так же имел несколько другой вид (см фото ниже), заметил я это поздно, отдирать было неохота и чтобы замаскировать данное расхождение сделал створки раскрытыми, хотя на земле они по видимому всегда были закрыты.

Далее: планка переплёта задней части фонаря (55f) имелась и снаружи, это так же видно на фото, в модели она только внутренняя.

И последнее, когда я установил на место переднюю и заднюю части фонаря оказалось что средняя часть на 2мм длиннее чем нужно, хотя по обшивке всё на своих местах (остекленение у меня самодельное), пришлось укорачивать, благо это можно сделать без малейших проблем.

Вот в принципе и всё, тем кто не заморачивается на копийности можно смело собирать как предлагается инструкцией и всё будет ОК.

Все дальнейшее относится к внешнему виду, то бишь раскраске модели.

Все модели я делаю со следами эксплуатации, кроме «живого» внешнего вида в этом есть еще одна хитрость: пока делаешь модель (а иногда это месяцы) неизбежны маленькие повреждения и загрязнения, на «чистенькой» модели всё бросается в глаза, а когда она изображается по жизни «грязной» то всё это, особенно после покрытия лаком воспринимается как должно.

Итак, о внешнем виде. Первое, что мне бросилось в глаза – это заводской номер самолёта. Подавляющее большинство источников утверждает, номер самолёта был 8693.

Я нашел только один, говорящий о номере приведенном на модели – 12593. да и на фото киля оригинала видно, что номер значительно короче. Кстати обратите внимание на обложку журнала – на киле самолёта номер 8693!

  (здесь и далее красные стрелки на фото указывают на изменения сделанные на модели для приведения в соответствие с фото).

  Меняем номер на 8693. Кроме этого по немецким стандартам фабричный номер наносился только на левую сторону киля, пришлось справа убрать.

  Обратите внимание на маленькую табличку на задней кромке киля оригинала, по тем же стандартам её вроде не должно быть (заводская табличка устанавливалась слева на фюзеляже чуть впереди кабины), но я нашел ещё несколько фото самолётов с фабричными номерами 8… где она присутствовала, видимо это особенность конкретной фабрики. Делать нечего, рисуем.

   49 и 50 победу я убрал – не успели якобы ещё нарисовать. Да, сделал еще выштамповки в хвостовой секции фюзеляжа под качалку руля направления. Что вышло:

Далее посмотрим следующее фото:

 

На нем видим левую переднюю сторону самолёта. Видна уже упомянутая заводская табличка, обратим внимание на лючок возле нее – у модели он гораздо сильнее смещен вперёд, перемещаем. Далее обращаем внимание на тропический фильтр, о его передней части я уже говорил, его окраска – он однородный те скорее всего целиком песочного цвета (кроме сетки с двумя характерными масляными пятнами – она скорее всего серая), на модели нижняя часть фильтра голубая, исправляем. Следующее на что обращаем внимание – окраска нижнего капота. На заводе низ самолёта окрашивался в голубой цвет, а в частях их перекрашивали в тот или иной цвет соответствующий части или фронту боевых действий. В начале 42 года в JG27, где служил Марселль, нижние передние капоты были окрашены в светло-желтый цвет. При этом участок с техничкой оставался голубым.

Красные метки открытия замков капота были закрашены. Всё это видно на данном и следующем фото.

 

Данная фотография легко сопоставляется с предыдущей по масляным пятнам на воздухофильтре. Обратите внимание на щель верхней створки радиатора охлаждения.

Потеков у крышки горловины бензобака на оригинале нет, у модели приличные, убираем.

Также обращаем внимание на подножку и поручень. По стандарту обводка на них черного цвета, на модели обводка подножки красного цвета, а поручня практически нет, исправляем.

Что вышло:

 

Следующее фото:

 

Обратим внимание на консоли крыльев, точнее на кресты на них. Хорошо видно что вдоль шва на консоли облезла краска слева больше, справа поменьше, наносим данные повреждения. Далее смотри на винт, он как и на следующем фото

наполовину с совершенно облезлой краской, так же исправляем.

    Все приведенные выше фото сделаны 21 февраля 1942 года.

 Следующее фото

точно сопоставить с датой не удалось, но судя по одежде тоже зимой, хотя по окраске винта возможно уже другой самолёт (после 20 марта Марселль летал на самолёте с заводским номером 10137). Это фото я привел, чтобы показать как были прокопчёны борта самолёта. Модель же с великолепно нанесенной ржавчиной, потёками и потертостями совершенно не имеет копоти. Да и потеки в некоторых местах нелогичны – против потока. Всё это пришлось исправлять и «коптить» модель. Кстати на данном фото обратите внимание на цвет покрышек, они сильно светлее центральной части.

    В целом окраску я сделал более песочной. Все работы проводил фотошопом CS2.

    Из детализации добавил предкрылки.

 

     Основная цель – показать что приведенная в журналах модель не есть истина в последней инстанции, как иногда звучало на форуме, место для поисков и творчества предостаточно даже у самых лучших (к каковым безусловно относится издательство Халинских) издателей. Весь вопрос в том, какие цели перед собой ставить.

 Ну и остальные фото модели:

 

horizontal rule

 

 

Послать письмо voldemarus@narod.ru  
Авторские права © 2003-2010 Картонная армия
Последнее изменение: июля 18, 2010