| |
Палубный самолет РЭБ EA-6B Prowler
Прежний опыт эксплуатации самолетов сопровождения ЕА-6А,
предназначенных для ведения радиоэлектронной борьбы, привел к
разработке еще более совершенного варианта, известного как ЕА-6В
Праулер. Внешне он практически не отличался от базовой модели А-6А,
за исключением удлиненной на 1,37 м (4 фута 6 дюймов) носовой части
и характерного контейнера на вершине киля, вмещавшего пассивные
детекторы. Другие изменения касались усиления конструкции для
возможности полета с увеличенным весом, размещения еще двух членов
экипажа для работы с более современными средствами радиоэлектронной
борьбы, большего запаса топлива и установки более мощных двигателей
Пратт-Уитни J52-Р-408. На сегодняшний день экипаж EA-6B состоит из одного
пилота и трех операторов комплекса РРТР и РЭБ.
Поставки серийных машин начались в 1971г.
Система радиоэлектронной борьбы самолета Праулер основана на
принципе тактического шумового радиопротиводействия ALQ-99; самолет
мог нести до 10 передатчиков радиопомех. Улучшение способностей
постановки радиопомех стало возможным после введения в 1978г.
модификаций с увеличенной мощностью (ICAP).
В 1982г. принято в
эксплуатацию несколько усовершенствованных модификаций ICAP-2. В
1984г. компания Грумман получила задание на разработку
усовершенствованного А-6, обозначенного А-6F Интрудер
II. Самолет
имел новый радар, систему доставки оружия извне зоны ПВО,
"стеклянную" кабину и новый двигатель - бесфорсажный вариант
турбовентиляторного двигателя Дженерал Электрик
(General Electric)
F404. Первый из пяти опытных образцов поднялся в воздух 25 августа
1987г., однако в 1989г., после летных испытаний трех самолетов,
программа была прервана. Компания предложила более дешевую модель
А-6G, но после оценочных испытаний она тоже была отвергнута (в
январе 1989г.). Предпочтение было отдано программе
усовершенствования систем вооружений. К моменту, когда в конце
1990г. последний вариант А-6 покинул производственные линии, ВМС и
корпусу морской пехоты США было поставлено в общей сложности 660
этих дорогих, но универсальных боевых
самолетов.
Самолеты EA-6 состоят
на вооружении авианосной авиации ВМФ
США и используются для сопровождения
групп ударных самолетов с целью
обеспечения им радиоэлектронной зашиты
посредством постановки помех
радиолокационным постам ПВО противника,
а также средствам его радиосвязи.
Самолет ЕА-6В создан на базе палубного
штурмовика А-6А Intruder. Первая модель ЕА-6А
носила имя Intruder, вторая - EA-6B Prowler.
Прототип ЕА-6В совершил первый полет в
мае 1968 года, всего выпущено 170 самолетов
этого типа. При создании нового самолета
фюзеляж базовой машины был удлинен на 1,37
м для размещения по схеме тандем двух
двухместных кабин. На самолете
установлены также более мощные
двигатели J-52-P-408 с тягой на максимальном
нефорсированном режиме 5080 кгс каждый.
В состав радиоэлектронного
оборудования входит следующая
аппаратура:
 | система групповой защиты AN/ALQ-99, которая
может работать в одном из трех режимов:
автоматический (обнаружение,
опознавание, выбор объектов
радиоэлектронного подавления и режимов
работы передатчиков помех производятся
без участия оператора), полуавтоматический (цели для
радиоэлектронного подавления выбирает
оператор) и ручной (оператор сам
оценивает радиоэлектронную обстановку
и определяет режим постановки помех);
Она состоит из подвесных контейнеров (до 5 шт.), двух бортовых
ЭВМ и антенной системы на киле самолета.
Разнообразные антенны, размещенные по корпусу,
служат для приема и записи электронных сигналов, в то время как до пяти
внешних гондол могут посылать сигналы, глушащие вражеские радары.
На носу каждой гондолы установлен динамо-генератор, приводимый в действие
потоком набегающего воздуха. Таким образом, мощные передающие средства в
каждой гондоле питаются
автономно, принимая от центральной машины только сигналы управления. |
 |
станция AN/ALQ-92 для радиоэлектронного
подавления радиосвязи противника и
прежде всего для подавления
радиосредств управления истребителями
ПВО противника; |
 | станция индивидуальной защиты AN/ALQ-126,
осуществляющая постановку ответно-импульсных
помех и срыв автосопровождения цели РЛС
управления оружием и радиоэлектронными
головками самонаведения противника для
защиты самого самолета ЕА-6В; |
 | разведывательный приемник AN/ALP-42,
обеспечивающий работу двух систем
постановки помех - AN/ALQ-99 и AN/ALQ-126.
Полученные с помощью приемника данные о
радиоэлектронной обстановке
обрабатываются центральной бортовой
ЭВМ, которая согласовывает работу всех
устройств радиоэлектронного подавления. |
Кроме станции индивидуальной защиты AN/ALQ-126,
самолет оснащен также автоматами ANALE-29A и
-39, которые производят отстрел
пиропатронов с дипольными отражателями,
инфракрасными ловушками или
сбрасываемыми передатчиками помех
одноразового пользования. Команда на
отстрел дается вручную членами экипажа
или автоматически от системы
предупреждения о радиолокационном
облучении.
Модификации самолета:
EА-6А Intruder - первая серийная
модификация 1963 года.
EA-6B Prowler - модификация ЕА-6А 1971 года с
систмой обнаружение и классификации РЛС
ALQ-99 TJS (Tactical Jamming System).
EA-6B Prowler EXCAP (Expanded Capability) -
модификация ЕА-6В с ALQ-99А, В, С.
EA-6B Prowler ICAP-1 (Improved Capability) -
модификация с ALQ-99С(V).
EA-6B Prowler ICAP-2 (Improved Capability) -
модификация с ALQ-99D(V).
EA-6B Prowler ADVCAP (Advanced Capability) -
модификация 1989 года с ALQ-99F(V) и
модернизированным компьютером AYK-14.
В настоящее время на вооружении флота и морской пехоты США состоит около
170 машин этого типа.
|
Тактико-технические
характеристики : |
|
Год
принятия на вооружение
Размах крыла, м
Длина самолета,м
Высота самолета,м
Площадь крыла,м2
Масса, кг
- пустого самолета
- нормальная взлетная
- максимальная взлетная
Топливо, кг
- внутренние топливо
- ПТБ
Тип двигателя
Тяга, кН
Максимальная скорость, км/ч
Крейсерская скорость, км/ч
Практическая дальность, км
Дальность действия, км
Скороподьемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел |
-
1963
- 16.15
- 18.24
- 4.95
- 49.13
- 14321
- 27493
- 29484
- 6995
- 4547 (5 х 1514.2)
-2 ТРД Pratt & Whitney J52-P-408
- 2 х 49.8
- 1315
- 744
- 3861
- 1769
- 3932
- 12550
- 4 |
Вооружение:
Встроенное вооружение отсутствует. Для размещения вооружения предусмотрен
один подфюзеляжный и четыре (по два на борт)
подкрылевых узла наружной подвески вооружения весом до 8165 кг
(18000 фунтов).
Как правило EA-6B оснащается только контейнерными комплексами РЭБ
и подвесными топливными баками, однако стандартный конструктив подвески
позволяет использовать и ракеты класса "воздух-воздух" или
"воздух-земля" (обычно HARM). В такой конфигурации устанавливается одна ракета на внутренней
подкрыльевой подвеске, а симметричная ей точка крепления оснащается сбрасываемым
топливным баком.
Фотографии
|
|
EA-6B перед стартом. | Модульная подвеска позволяет
легко модифицировать комплект оборудования. |
| Раскраска EA-6B, принадлежащего корпусу морской пехоты. |
|
|
Prowler во время агрессии США в Югославии. 1999
г. |
| |
| |
|
|