В
тридцатых годах 20-го века основным
бронетанковым вооружением польской армии
являлись разведывательные танкетки TK-3 и TKS.
Эти легкие машины были вооружены только
одним пулеметом и, очевидно, не имели
никаких перспектив перед лицом
надвигающейся войны. Поэтому в 1935 году
Министерство Обороны Польши приняло
решение об обновлении бронетанковых войск
путем разработки новых, более современных
моделей. В результате Государственным
инженерным заводам было поручено
разработать две новых модели танков -
плавающий PZlnz-130 и разведывательный PZlnz-140.
Конструкция нового 4-тонного
разведывательного танка была разработана
инженером Хабихом. В декабре 1936 года была
разработана документация, на основании
которой началось строительство первого
прототипа. Как и следовало ожидать, многие
идеи были заимствованы у популярной
английской модели Vickers 6-тонный. Однако 4-тонный
польский танк отличался оригинальной
системой подвески, а также собственным
двигателем, разработанным Яношем Вернером
и Йержи Довконтом. Конструкция башни была в
целом аналогична использовавшейся в легких
танках серии 7 TP, отличаясь лишь размерами.
На танк предполагалось установить
автоматическую 20 мм пушку и сопряженный с
ней пулемет калибра 7.92 мм. Поначалу
предполагалось также разработать
модификации с 37 мм пушкой и огнеметом,
однако дальше проектов дело не пошло.
В
августе 1937 года невооруженный прототип был
передан на войсковые испытания. Целью
испытаний являлась проверка проходимости и
эксплуатационных характеристик. К концу
осени прототип был возвращен на завод, где
была проведена "работа над ошибками" -
устранены мелкие замечания и внесено несколько
изменений в конструкцию. В мае 1938 года
прототип прошел очередную серию испытаний,
в результате которых было признано, что
танк является достаточно современным и
пригодным (после устранения ряда замечаний)
к серийному производству. В ходе
перевооружения танковых частей в 1937-1942 гг.
планировалось заменить танкетки TKS и TK-3
танками 4TP общим количеством 480 шт. Однако,
по неизвестным причинам, Генеральный Штаб
Польши отказался от выполнения этих планов
и решил продолжить испытания прототипа,
которые тянулись до мая 1939 года. На этом
жизненный путь этой модели и закончился,
единственным утешением может служить лишь
тот факт, что единственный прототип прошел
за все это время 4300 км без серьезных поломок
и аварий.
Тактико-технические характеристики
Масса
4.33 т
Длина
3.84 м
Ширина
2.08 м
Высота
1.75 м
Клиренс
0.32 м
Максимальная скорость
55 км/час
Запас хода по шоссе
450 км
Запас хода по проселку
240 км
Преодолеваемый уклон
38 градусов
Преодолеваемый ров
160-170 см
Глубина брода
70 см
Экипаж
2 чел.
Двигатель
6-цилиндровый PZlnz-425, мощностью 95 л.с.
Вооружение
1 пушка калибра 20 мм,
пулемет калибра 7.92 мм
Описание модели
Модель опубликована в журнале Maly Modelarz №9
за 1999 год. Автор разработки - Павел
Мистевич, что уже само по себе гарантирует
высокое качество сборки. Собирается модель
без труда примерно за две недели. Модель не
требует использования никаких
дополнительных материалов и может быть
рекомендована начинающим моделистам.