[Картонная Армия - от галеры до ракеты!]

Домой Вверх Содержание

Проектирование танков
Бомбы и ракеты Самолет от А до Я. Ч.1 Самолет от А до Я. Ч.2 Самолет от А до Я. Ч.3 Самолет от А до Я. Ч.4 Проектирование танков Подготовка чертежей

 

 

Проектирование картонной модели танка Т-60 в масштабе 1/72

(С) Роман 'der Kampfflieger' Васильев, 2006

 


Когда наши танки въедут в Москву,
Мы повеселимся!
© Захар Май

Для проектирования модели нам понадобится информация. В первую очередь чертежи, хотя в некоторых случаях можно и без них. В идеальном случае нужны также фотографии, описания, варианты окраски и музейный танк для детального осмотра. Если всего этого нет, достаточно хотя бы чертежей.

Я использовал информацию из следующих источников:

  • www.armor.kiev.ua
  • www.mo-na-ko.net
  • www.mk-armour.narod.ru
    Кроме этого нам понадобятся программы Rhinoceros, версия 2 или 3; для подготовки чертежей и окончательной верстки модели я использую также Adobe PhotoShop и Corel Draw, версия значения не имеет.

    Чертежи для Рино должны быть квадратными, следующего вида:

    front

    back

    left

    right

    top

    Проекции должны совпадать по осям. Причину такого странного смещения изображения я обьясню чуть позже. Размеры изображений (в миллиметрах, не в пикселах!) 60х60. Для Т-60 желательно подготовить виды слева, справа, сверху, спереди и сзади. Если танк симметричный по продольной оси, можна ограничиться только одним видом сбоку.

    Пора приступать к работе.

    Настройки Рино

    Открываем файл. Входим File -> Properties -> Grid

    В настройках сетки указываем везде 30 мм, т.е. половину длины (ширины и высоты) картинки.

    Меню File -> Properties -> Units приводим к следующему виду:

    Включаем Snap и Osnap:

    Через View -> Background bitmap -> Place помещаем подготовленные чертежи в файл. Вид спереди, сзади, справа или слева я буду подставлять по мере необходимости не оговаривая этого. Основная идея: нужно следить, чтобы проекции совпадали, чтобы ненароком не получить, например, модель в зеркальном отражении. У меня в финале все совпало:) Получаем нечто вроде этого:

    Отключаем Snap и сохраняем файл.

    Корпус

    Корпус Т-60 с плоскими бортами, что значительно облегчает работу. Инструментом Polyline рисуем профиль корпуса на виде сбоку. Чтобы провести горизонтальную, или вертикальную линию удерживаем клавишу Shift.

    Готово. Полученный объект перемещаем к борту корпуса, ориентируясь на вид сверху и зеркально отражаем: Transform -> Mirror. Выделяем обе линии.

    Создаем между линиями поверхность (Surface): Surface -> Loft. Кликаем правой кнопкой мыши на надпись Perspective в правом верхнем окне и выбираем Shaded display. Нажимаем F3 и в открывшемся меню убираем галочку возле Show surface isocurve.

    Результат:

    Выделяем одну из образующих кривых корпуса, выбираем Surface -> Planar Curves, получаем поверхность и отражаем ее на вторую сторону.

    От середины верхнего среза лобового листа корпуса проводим отрезок на длину верхней части выступа над местом механика-водителя. Поскольку у нас включена привязка (Snap), то как только курсор приблизится к середине отрезка возле него появиться надпись "mid". Как видно на проекциях, вид сбоку и сверху немного не совпадают. Такое случается очень часто, ввиду отсутствия идеальных чертежей:). Поэтому за верную проекцию условно принимаем вид сверху и в дальнейшем ориентируемся на него.

    Строим второй отрезок произвольной длины, перпендикулярно первому и от него проводим отрезок к лобовому листу. Вспомогательные построения нужны для того, чтобы люк механика водителя располагался горизонтально и параллельно верхней части корпуса.

    Отражаем полученный отрезок №3 зеркально, удаляем вспомогательные линии и соединяем концы отрезков еще одной линией. На виде сверху это выглядит как трапеция без нижнего основания. Лофтингом создаем плоскость между правым и левым(при виде сверху) отрезками, после чего выделяем все три отрезка и объединяем их командой Join (Ctrl+J) .

    Рисуем отрезок, от основания трапеции, перпендикулярно грани корпуса при виде сверху и горизонтально при виде сбоку. Отражаем отрезок, соединяем концы полученных отрезков и обьединяем, как и в предыдущем случае. То есть, рисуем контур основания выступа. Выбираем окно Top, выделяем полученную фигуру, включаем инструмент Project to Surface и выделяем корпус. Жмем Enter. После всех манипуляций мы получили проекцию кривой на корпусе. Линии проецируются насквозь, поэтому с нижней части корпуса их удаляем. Результат:

    Выделяем верхний и нижний контуры выступа и лофтингом создаем поверхность. Таким же методом делаем выступ над моторным отделением и надгусеничные полки (не уверен за терминологию, в автомобиле это называется "крылья") Ну, и заодно все, что еще выступает на корпусе. Люки, решетку и т.д. не делаем, я также не стал делать выхлопную трубу и глушитель, потому что собираюсь сделать их другой формы. Пока корпус готов.

    Башня

    Рисуем два контура, делаем им Surface -> Planar Curves, получаем верхнюю и нижнюю стороны башни. Обращаю внимание на то, что башня немного выступает за корпус.

    Лофтингом создаем заднюю часть башни.

    Рисуем контур передней части башни, отражаем его зеркально и создаем поверхность.

    Создаем замкнутый контур передней боковой части башни и создаем плоскость с помощью Planar Curves. Таким же образом создаем маску пушки. Для боковых частей маски строим замкнутый контур (или объединяем его из отдельных отрезков командой Join (Ctrl+J) и создаем поверхность опять же с помощью Planar Curves.

    После всего создать пушку и пулемет - пара пустяков. Для ствола пушки выбираем инструмент "Окружность" (Circle) . Копируем окружность и выставляем в нужное положение. Между ними создаем поверхность. Все. Пулемет плоский. Необходимо помнить, что во-первых это модель, а во-вторых делать скидку на масштаб. Многие детали 1/72, особенно в картоне не слишком крупные:), соответственно нужный эффект можно получить за счет использования несложных форм, компенсируя простоту формы хорошей окраской. Как пример могу привести модели уважаемого Fabrizio Prudenziati. Кстати, башня готова 

    Катки и гусеницы

    Начинаем с опорных катков. Первым делом строим балансиры ( или торсионы? Блин, два месяца рисую танки, а названия деталей не знаю. Вообще было откровением узнать что в танке есть гитара  ). Вспомогательные построения выглядят так:

    Смысл заключается в том, чтобы построить рычаг сначала строго горизонтально для упрощения задачи. Строим две полукруглые поверхности и на виде сверху сдвигаем их относительно друг друга по горизонтали. Между ними строим еще одну поверхность и поворачиваем полученную конструкцию вокруг своей оси.

    Строим каток. Поскольку его диаметр на модели будет составлять 7,125 мм, делаем его в виде короткого цилиндра. Выделяем колесо и рычаг, группируем их (Ctrl+G), копируем, вставляем и расставляем полученные копии вдоль борта.

    Строим ленивец. Он взаимозаменяем с опорным катком поэтому просто делаем копию катка и достраиваем ось.

    Ведущую звездочку делаем из 3-х частей - ось, звездочка и накладка на наружную сторону для имитации объема. Маленькая окружность на скриншоте - шаблон для вырезания зубцов звездочки.

    Выделяем большую окружность, выбираем инструмент "Trim" и выделяем наружную часть меньшей окружности. У нас осталась дуга. Выделяем полученную дугу, после чего распределяем ее вокруг звездочки Transform -> Array -> Polar. Указываем центр вращения в центре звездочки, в командной строке указываем Number of items = 16, Angle to fill = 360, жмем Enter.

    Желтым цветом выделена исходная дуга. Выделяем все дуги и инструментом "Trim" убираем лишние части большой окружности. Объединяем все отрезки и формируем поверхность командой Planar Curves. Звездочка готова.

    Вот так это выглядит. Еще я сделал накладку на звездочку и поддерживающие катки. На очереди гусеница. С ней все просто - создаем контур, копируем его и лофтингом создаем между ними поверхность.

    Выделяем ходовую и отражаем ее зеркально на другой борт. Грозная боевая машина готова.

    Построение разверток

    Все очень просто: сначала инструментом Project to Surface проецируем на плоскость линии расшивки (при необходимости), затем выделяем поверхность, нажимаем Surface -> Unroll Developable Srf, выделяем линии расшивки и жмем Enter. Получаем развертку.

    Вот и открыт страшный секрет. Развертка в Рино строится от начала координат, поэтому вся модель у нас сдвинута вниз, чтобы удобнее было выделять развертки.

    Внимание! Развертка может получится в зеркальном отражении! Необходимо проверять каждую деталь. Кроме того, окружности построенные при помощи Planar Curves могут развернутся в квадрат со скругленными углами. Для получения истинной развертки детали рисуем поверх такого объекта окружность с помощью соответствующего инструмента. Радиус истинной окружности равняется расстоянию от центра первой фигуры до середины любой из сторон.

    И еще одно. Длину гусениц рассчитать достаточно проблемно. поэтому в процессе тестовой сборки нужно замерить разницу между реальной и желаемой длинами гусеницы и скорректировать детали модели.

    Вот так выглядят развертки. Выделяем их и экспортируем в формат Adobe Illustartor (File -> Export selected), выбираем формат Adobe Illustartor, жмем ОК, в настройках указываем Reserve model scale, 1mm = 1 mm. Готово.

    Файл с разверткаим открываем в Corel Draw, или Adobe Illustartor и доводим до ума - красим, рисуем клапаны (по желанию, я, например, не рисую), рисуем обложку, инструкцию и т.д.

    В заключение хочу сказать что статья скорее всего не без недостатков, поэтому обращайтесь ко мне напрямую в форуме.

    Желаю успеха!

    P.S. Господа танкисты! Не бейте меня ногами, через две модели выучу все термины!

  •  

    horizontal rule

    SpyLOG

     

     

    Послать письмо voldemarus@narod.ru  
    Авторские права © 2003-2010 Картонная армия
    Последнее изменение: июля 18, 2010