|
|
Проектирование картонной модели танка Т-60 в масштабе 1/72(С) Роман 'der Kampfflieger' Васильев, 2006
Для проектирования модели нам понадобится информация. В первую очередь чертежи, хотя в некоторых случаях
можно и без них. В идеальном случае нужны также фотографии, описания, варианты окраски и музейный танк
для детального осмотра. Если всего этого нет, достаточно хотя бы чертежей.
Я использовал информацию из следующих источников:
Чертежи для Рино должны быть квадратными, следующего вида:
Проекции должны совпадать по осям. Причину такого странного смещения изображения я обьясню чуть позже. Размеры изображений (в миллиметрах, не в пикселах!) 60х60. Для Т-60 желательно подготовить виды слева, справа, сверху, спереди и сзади. Если танк симметричный по продольной оси, можна ограничиться только одним видом сбоку.
Пора приступать к работе.
Открываем файл. Входим File -> Properties -> Grid
В настройках сетки указываем везде 30 мм, т.е. половину длины (ширины и высоты) картинки.
Меню File -> Properties -> Units приводим к следующему виду:
Включаем Snap и Osnap:
Через View -> Background bitmap -> Place помещаем подготовленные чертежи в файл. Вид спереди, сзади, справа или слева я буду подставлять по мере необходимости не оговаривая этого. Основная идея: нужно следить, чтобы проекции совпадали, чтобы ненароком не получить, например, модель в зеркальном отражении. У меня в финале все совпало:) Получаем нечто вроде этого:
Отключаем Snap и сохраняем файл.
Корпус Т-60 с плоскими бортами, что значительно облегчает работу.
Инструментом Polyline
Готово. Полученный объект перемещаем к борту корпуса, ориентируясь на вид сверху и зеркально отражаем:
Transform -> Mirror. Выделяем обе линии.
Создаем между линиями поверхность (Surface): Surface -> Loft. Кликаем правой кнопкой мыши на надпись Perspective в правом верхнем окне и выбираем
Shaded display. Нажимаем F3 и в открывшемся меню убираем галочку возле
Show surface isocurve.
Результат:
Выделяем одну из образующих кривых корпуса, выбираем Surface -> Planar Curves, получаем поверхность и отражаем ее на вторую сторону.
От середины верхнего среза лобового листа корпуса проводим отрезок на длину верхней части выступа над местом механика-водителя. Поскольку у нас включена привязка (Snap), то как только курсор приблизится к середине отрезка возле него появиться надпись "mid". Как видно на проекциях, вид сбоку и сверху немного не совпадают. Такое случается очень часто, ввиду отсутствия идеальных чертежей:). Поэтому за верную проекцию условно принимаем вид сверху и в дальнейшем ориентируемся на него.
Строим второй отрезок произвольной длины, перпендикулярно первому и от него проводим отрезок к лобовому листу. Вспомогательные построения нужны для того, чтобы люк механика водителя располагался горизонтально и параллельно верхней части корпуса.
Отражаем полученный отрезок №3 зеркально, удаляем вспомогательные линии и соединяем концы
отрезков еще одной линией. На виде сверху это выглядит как трапеция без нижнего основания.
Лофтингом создаем плоскость между правым и левым(при виде сверху) отрезками, после чего
выделяем все три отрезка и объединяем их командой Join (Ctrl+J)
.
Рисуем отрезок, от основания трапеции, перпендикулярно грани корпуса при виде сверху и
горизонтально при виде сбоку. Отражаем отрезок, соединяем концы полученных отрезков и
обьединяем, как и в предыдущем случае. То есть, рисуем контур основания выступа. Выбираем окно Top,
выделяем полученную фигуру, включаем инструмент Project to Surface
Выделяем верхний и нижний контуры выступа и лофтингом создаем поверхность. Таким же методом делаем выступ над моторным отделением и надгусеничные полки (не уверен за терминологию, в автомобиле это называется "крылья") Ну, и заодно все, что еще выступает на корпусе. Люки, решетку и т.д. не делаем, я также не стал делать выхлопную трубу и глушитель, потому что собираюсь сделать их другой формы. Пока корпус готов.
Рисуем два контура, делаем им Surface -> Planar Curves, получаем верхнюю и нижнюю стороны башни. Обращаю внимание на то, что башня немного выступает за корпус.
Лофтингом создаем заднюю часть башни.
Рисуем контур передней части башни, отражаем его зеркально и создаем поверхность.
Создаем замкнутый контур передней боковой части башни и создаем плоскость с помощью
Planar Curves. Таким же образом создаем маску пушки. Для боковых частей маски строим замкнутый контур (или объединяем его из отдельных отрезков командой
Join (Ctrl+J) и создаем поверхность опять же с помощью Planar Curves.
После всего создать пушку и пулемет - пара пустяков. Для ствола пушки выбираем инструмент "Окружность" (Circle)
Начинаем с опорных катков. Первым делом строим балансиры ( или торсионы? Блин, два месяца рисую танки, а
названия деталей не знаю. Вообще было откровением узнать что в танке есть гитара
Смысл заключается в том, чтобы построить рычаг сначала строго горизонтально для упрощения задачи.
Строим две полукруглые поверхности и на виде сверху сдвигаем их относительно друг друга по горизонтали.
Между ними строим еще одну поверхность и поворачиваем полученную конструкцию вокруг своей оси.
Строим каток. Поскольку его диаметр на модели будет составлять 7,125 мм, делаем его в
виде короткого цилиндра. Выделяем колесо и рычаг, группируем их (Ctrl+G), копируем, вставляем и расставляем полученные копии вдоль борта.
Строим ленивец. Он взаимозаменяем с опорным катком поэтому просто делаем копию катка и достраиваем ось.
Ведущую звездочку делаем из 3-х частей - ось, звездочка и накладка на наружную сторону для имитации объема. Маленькая окружность на скриншоте - шаблон для вырезания зубцов звездочки.
Выделяем большую окружность, выбираем инструмент "Trim"
Желтым цветом выделена исходная дуга. Выделяем все дуги и инструментом "Trim" убираем
лишние части большой окружности. Объединяем все отрезки и формируем поверхность командой
Planar Curves. Звездочка готова.
Вот так это выглядит. Еще я сделал накладку на звездочку и поддерживающие катки.
На очереди гусеница. С ней все просто - создаем контур, копируем его и лофтингом создаем между ними поверхность.
Выделяем ходовую и отражаем ее зеркально на другой борт. Грозная боевая машина готова.
Все очень просто: сначала инструментом Project to Surface
Вот и открыт страшный секрет. Развертка в Рино строится от начала координат,
поэтому вся модель у нас сдвинута вниз, чтобы удобнее было выделять развертки.
Внимание! Развертка может получится в зеркальном отражении! Необходимо проверять каждую деталь.
Кроме того, окружности построенные при помощи Planar Curves могут развернутся в квадрат со
скругленными углами. Для получения истинной развертки детали рисуем поверх такого объекта
окружность с помощью соответствующего инструмента. Радиус истинной окружности равняется
расстоянию от центра первой фигуры до середины любой из сторон.
И еще одно. Длину гусениц рассчитать достаточно проблемно. поэтому в процессе
тестовой сборки нужно замерить разницу между реальной и желаемой длинами гусеницы и скорректировать детали модели.
Вот так выглядят развертки. Выделяем их и экспортируем в формат
Adobe Illustartor (File -> Export selected), выбираем формат
Adobe Illustartor, жмем ОК, в настройках указываем Reserve model scale, 1mm = 1 mm. Готово.
Файл с разверткаим открываем в Corel Draw, или Adobe Illustartor и доводим до
ума - красим, рисуем клапаны (по желанию, я, например, не рисую), рисуем обложку, инструкцию и т.д.
В заключение хочу сказать что статья скорее всего не без недостатков, поэтому обращайтесь ко мне напрямую в форуме.
Желаю успеха!
P.S. Господа танкисты! Не бейте меня ногами, через две модели выучу все термины!
|
Послать письмо
voldemarus@narod.ru
|