[Картонная Армия - от галеры до ракеты!]

Домой Вверх Содержание

Развертка кубика
Развертка кубика Элемент по сечениям

 

 

horizontal rule

Проектирование бумажных моделей в SolidWorks

(С) Андрей Ворончихин  http://www.sw-master.narod.ru

Часть 1. Разработка выкройки шестигранного кубика

На сегодняшний день линейка и циркуль моделисту не нужны, делать чертежи и рисовать можно на компьютере. Особенно сегодня это помогает экономить время и деньги. Ведь чтобы раньше создать модель, надо было корпеть над чертежами, изобразить на ватмане все узлы и детали, а о проектировании собственных моделей из бумаги не стоило и мечтать. Сегодня можно любую выкройку напечатать на домашнем принтере или на цифровой типографской машине в одном или нескольких экземплярах. Многие этим пользуются, но в душе хотели бы и сами создавать модели, а также что-либо изменить в уже имеющейся.

В интернете многие люди пишут, как они изменяют окраску, восстанавливают испорченные части, а также выставляют в векторном формате выкройки многих моделей, которые они обрисовали. Теперь ясно, что мы уже можем напечатать или раскрасить модель, как нам хочется. Но моделисты народ неугомонный и на этом не останавливаются. Они пытаются проектировать сами модели в программе AutoCAD и др.

Такие программы, как AutoCAD и пр. могут помочь моделисту. Но я от AutoCAD отказался давно. Реклама и его превозносимые возможности на практике сложны в реализации, отнимают много времени и сил. И вот была создана новая программа для инженеров SolidWorks, и я решил попробовать создать модели из бумаги в ней. К моему удивлению получилось. Начал я с простых моделей, а по мере улучшения своих навыков работы в этой программе, переходил к более сложным.

Мне хотелось бы рассказать о методе проектирования бумажных моделей в программе SolidWorks. Хочу отметить, что SolidWorks совмещает в себе возможности AutoCAD и 3D Max (модель показывается в объеме и не ограничена в перемещениях, образмерена). В SolidWorks также возможна работа с листовым материалом, что и требуется моделисту при проектировании бумажных моделей.

Как создать модель из бумаги в SolidWorks? Очень просто!

В качестве примера возьмем обычный кубик.

Что надо знать при работе с листовым материалом:

  1. Самый крутой сгиб всегда имеет какой либо радиус;
  2. Согнуть можно как угодно, по определенным правилам, а в местах складок надо сделать надрезы, чтобы снять напряжение в материале;
  3. Согнуть можно по любым сечениям, если это не противоречит правилам работы с листовым материалом и законам физики и геометрии.

 

Теперь можно приступить к созданию кубика в SolidWorks.

Первое, что надо создать это  базовую грань, понятно, что базовой гранью может быть та, от которой отходят все остальные грани (т.е. при разгибании второстепенные грани разворачиваются в плоское состояние).

Создаем в SolidWorks новую деталь, а в ней эскиз грани со стороной 9 мм. Для этого нажимаем на кнопку «Эскиз», выбираем в меню эскиза  «Прямоугольник», и рисуем его. Появляется прямоугольник с произвольным размером сторон, нажимаем на кнопку «Размер», выбираем одну из граней и ставим размер 9 мм. После этого выбираем кнопку «Добавить взаимосвязь» и выделяем все 4 грани прямоугольника, делаем их равными между собой. Появляется квадрат в окне эскиза. Выделяем этот квадрат и устанавливаем его в окне так, чтобы центральная точка детали была где-то внутри квадрата (поясню, центральная точка детали является базовой точкой, к которой можно привязать деталь). Устанавливаем размер от центральной точки до грани 4,5 мм и 4,5 мм до другой перпендикулярной первой.

Теперь когда эскиз готов можно нажать кнопку «Бобышка Вытянуть» появиться окно в котором надо выставить «На заданное расстояние» и толщину 0,4 мм которая равна толщине плотной финской бумаги. Нажимаем «ОК», и получили одну из граней кубика.

Далее на другой перпендикулярной плоскости справа рисуем другой эскиз базового сгиба. Сначала выбираем плоскость, затем «Нарисовать эскиз». Рисуем вспомогательную линию, которую привязываем к базовой грани с помощью кнопки «Добавить взаимосвязь». Выбираем «Касательная дуга», проводим вспомогательную линию, задаем горизонтальность с помощью «Взаимосвязей эскиза».

Также когда эскиз готов можно нажать кнопку «Бобышка Вытянуть» появиться окно в котором надо выставить «От средней поверхности» и длину 9 мм которая равна ширине базовой грани, и задаем тонкостенный элемент значение 0,4 мм. Нажимаем «ОК», и получаем базовый сгиб который отделит последующие создаваемые грани.

Далее на другой перпендикулярной плоскости справа рисуем другой эскиз базового сгиба. Сначала выбираем плоскость, затем «Нарисовать эскиз». Рисуем вспомогательную линию, которую привязываем к базовой грани с помощью кнопки «Добавить взаимосвязь». Выбираем «Касательная дуга»,рисуем радиус проводим вспомогательную линию, задаем горизонтальность с помощью «Взаимосвязей эскиза».

Также как и ранее когда эскиз готов можно нажать кнопку «Бобышка Вытянуть» появиться окно в котором надо выставить «От средней поверхности» и длину 9 мм которая равна ширине базовой грани, и задаем тонкостенный элемент значение 0,4 мм. Нажимаем «ОК», и получаем грань вместе со сгибом.

Теперь можно приступить к постройке сразу 3 граней кубика. Прежде, чем нарисовать эскиз 3-х граней кубика, надо добавить сгиб, отделяющий основную грань от трех дополнительных. Выбираем плоскость, перпендикулярную построенной нами грани. Допустим, «Плоскость справа». На ней рисуем эскиз, т.е. выбираем данную грань, нажимаем кнопку «Эскиз», в элементах эскиза выбираем «Линию вспомогательной геометрии» и привязываем ее к одной из плоскостей построенной грани с помощью кнопки «Добавить взаимосвязь». На панели «Инструменты эскиза» выбираем «Касательная дуга» и рисуем радиус по касательной относительно вспомогательной линии. Выбираем кнопку «Размер» и задаем размер радиуса в 0,1 мм, и устанавливаем свойства вспомогательной геометрии. Далее выбираем «Линию» и рисуем линию, которая будет касательной радиусу. С помощью кнопки «Добавить взаимосвязь» задаем горизонтальное положение последней линии. После того, как нарисовали линию, добавляем радиус по касательной с размером радиуса в 0,1 мм. Далее выбираем «Линию» и рисуем линию, которая будет касательной радиусу, и задаем ей вертикальность, добавляем последний радиус по касательной с размером радиуса в 0,1 мм. Рисуем последнюю линию в эскизе, которая будет касательной радиусу, и задаем ей горизонтальность.

В эскизе с помощью кнопки «Добавить взаимосвязь» задаем, что две первые линии будут равны между собой, а третья будет больше на толщину нашей грани (т.е. 0,4 мм) и зазор между базовой гранью и будущей гранью эскиза можно выбрать 0,1 мм. Это настолько малая единица, что для склейки это в самый раз. Две прямые будут равны 9 мм, а третья сколько получится. Между всеми прямыми будет три радиуса по 0,1 мм.

Эскиз закончен. Можно приступить к созданию трех сторон кубика. Нажимаем на кнопку «Бобышка вытянуть», выставляем на заданное расстояние, равное 10 мм и толщину тонкостенного элемента 0,4 мм. И получаем 3 стороны.

Я решил добавить вырез на одной грани, выбираем последнюю из 3-х созданных граней как плоскость для создания на ней эскиза. Нажимаем кнопку «Эскиз» и рисуем 2 прямоугольника, выбрав в меню эскиза  «Прямоугольник», привязываем вершины одного прямоугольника с помощью кнопки «Добавить взаимосвязь» к вершинам грани.

Далее с помощью кнопки «Скругление» задаем двум вершинам радиус 0,1 мм, а отступ 3-х граней другого прямоугольника с помощью кнопки «Размер» устанавливаем на 3 мм. Четвертую грань делаем колинеарной (чертежный термин) с гранью первого прямоугольника, на которой нет радиусов. Потом с помощью кнопки «Отсечь» удаляем слитые прямые эскиз выреза готов.

Выбираем кнопку «Вытянутый вырез» установим «Через все» и нажимаем «ОК»

Сделать еще одну грань вместе со сгибом будет проще. Выбираем плоскость справа. На панели «Элементы» выбираем «Зеркальное отражение». Появляется окно зеркального отображения. Добавляем элемент, т.е. грань вместе со сгибом в «дереве», находящемся слева. Нажимаем «ОК» и вторая грань готова. Теперь наш кубик полностью собран.

Получить его развертку дело пары секунд. На панели «Листовой материал» выбираем кнопку «Разгибание». Появляется панель, на которой мы должны выбрать базовую грань, т.е. первую нашу грань и нажать кнопку «ОК». Ничего не произойдет и кубик не развернется, просто программа найдет все сгибы и решение их разогнуть. Рядом нажимаем кнопку «Разогнуть», базовую грань подсказываем программе (в принципе ей может быть какая угодно прямая грань), как всегда «ОК». Теперь наш кубик, полностью развернется и мы получим Т-образную развертку нашего кубика.

Передать это в CorelDRAW также просто. Не закрывая нашу деталь, выбираем кнопку «Создать», в появившемся окне выбираем «Чертеж». Появляется новый чертеж и окно с форматированием чертежа, в котором будут отображаться формат бумаги и прочие функции, типа основной надписи, от которой можно отказаться.

Теперь в рабочей панели выбираем «Вставка»/ «Деталь»/ «Именованный вид» и через кнопку «Окно» переходим к нашему развернутому кубику, и мышкой кликаем на него. Сразу же в нашем чертеже появляется развертка кубика. Задаем правильный вид и масштаб 1:1. После этого можно сохранить как файл с расширением .dwg, который без проблем откроется CorelDRAW. В CorelDRAW можно завершить создание развертки придав ей необходимую цветовую гамму и т.д.

 

На этом изготовление и раскраска завершена.

 

Попрошу внимания, статья о создании бумажного кубика Вами прочитана, я хочу отметить, что приведенный пример поможет вам создавать много деталей для моделей из бумаги (надстройки кораблей, башни орудий, корпуса танков и прочее) в следующей статье осветиться создание детали по двум сечениям.

 

 

 

 

 

horizontal rule

 

 

 

 

Послать письмо voldemarus@narod.ru  
Авторские права © 2003-2010 Картонная армия
Последнее изменение: июля 18, 2010