Собираясь в отпуск, я довольно
долго раздумывал, что из моделей взять с
собой. С одной стороны, хотелось собрать что-нибудь
необычное, интересное. С другой стороны,
поскольку традиционно, модели, собираемые
на выезде, остаются в месте пребывания как
хорошая (я надеюсь) память о нас, нужно было
выбрать относительно небольшую модель,
которую я бы успел собрать без ущерба для
отдыха и общения с семьей. В конце концов
выбор пал на TS-8
Biesот GPM.
Несмотря на кажущуюся “второсортность” (спортивный
самолет с польскими опознавательными
знаками)для
отечественного моделиста эта модель
представляет несомненный интерес Да и для
кружковой работы она весьма интересна. Вот
ее основные достоинства:
ØВысокая степень детализации,
позволяющаяв ходе
сборки изучить устройство реального
самолета, включая, но не ограничиваясь,
устройство крыла (элероны, триммеры и т.д.),
шасси и кабины пилота.
ØКрасивая и эффектная расшивка,
содержащая большое количество мелких, но
вполне читаемых надписей «технички».
ØВозможность изготовления вполне
приличного фонаря самостоятельно из
плоского листа прозрачной пленки без
применения выдавливателей и т.д.
ØВозможность самостоятельной «доводки»
модели – изготовления посадочной фары,
отсека радиополукомпаса и т.д. без особых
сложностей
ØИсключительно эффектная модель,
получаемая в результате сборки, при
относительно несложной технологии сборки и
средней трудоемкости.
Не
скрою, что перечисленными выше мои мотивы
не ограничивались. Выкройки этой модели
были выполнены серебрянкой, с качеством,
сопоставимым с P-51D Mustangот Халинского, но прежде чем приступать
к “Мустангу”, я хотел проверить, как будет
реагировать такая бумага на клей ПВА. Я взял
с собой упаковки клея «ТипТоп»,
расфасованного по 37 мл с блистером-дозатором.
Клей выпускается компанией ErichKrause,
упаковка надежна и удобна в
транспортировке. Розничная цена такой
баночки в Москве – 21 рубль. Как видите на
фотографии, наклейки могут быть разных
цветов, но роли это не играет – клей везде
одинаковый. Как показал эксперимент, одной
упаковки вполне хватает на сборку модели
одномоторного самолета.
Первые же шаги сборки вызвали ну
не то чтобы шок, но ощущение того, что в
сборке картонных моделей я не знаю еще
очень и очень многого. Бумага оказалась не
просто покрашенной серебрянкой, а с
настоящим металлическим покрытием, что
повлияло на всю технологию сборки. При этом
для формования деталей по сгибу мне
пришлось полностью отказаться от привычной
технологии надрезов – вместо этого я
просто формировал сгиб с помощью пинцета,
также показанного на фотографии.
Фольгированная поверхность детали
аккуратно держала форму, что было просто
удивительно.
Сборка
начинается с изготовления моторного отсека.
Сразу же оговорюсь, что вы должны заполнить
его внутренности максимально возможным
количеством пластилина, а лучше, если он
будет смешан с дробью – в противном случае
потребуется приложить немало усилий, чтобы
спасти модель от опрокидывания на «хвост»
– мне, например, пришлось полностью
заполнить пластилином носовую гондолу
шасси L
Не забудьте также сделать отверстия в
центре шпангоутов моторного отсека, если вы
приклеите винт, его неизбежно отломают
любители покрутить, поэтому его всегда
нужно изготавливать подвижным.
Следующий этап,
изготовление интерьера кабины. Это важный и
относительно сложный этап в сборке модели
– необходимо позаботиться о том, чтобы не
перекосить фюзеляж самолета. Проблема в том,
что заметно это станет только после сборки
всего фюзеляжа в целом. После того, как
отсек кабины экипажа подготовлен, вы можете
приступать к установке интерьера кабины.
При этом надо отметить, что приборы на полке
(дет. 33-36) у меня просто не поместились в
кабине и от их установки пришлось
отказаться. Возможно, если вырезать часть
шпангоута в тыльной части кабины их удалось
бы поставить на место, но в этом случае они
все равно были бы не видны за спинкой кресла
второго пилота.
После
сборки интерьера кабины завершается монтаж
фюзеляжа и устанавливается хвостовое
оперение. Детали подогнаны хорошо и никаких
сложностей эта операция вызвать не должна.
Затем осуществляется сборка и монтаж
фонаря кабины. Для приклеивания бумаги к
пленке я использовал клей Testors
(Clearpartscement & Windowmaker). Его
розничная цена в Москве – от 110 до 150 рублей.
Но фактически, это просто очищенный БФ-6.
Постепенно опыта использования этого клея
у меня становится больше, и как видите,
фонарь существенно чище и аккуратнее, чем у Ju-88 от ModelArt.Конструкция фонаря хорошо продумана, и
он без каких-либо сложностей
устанавливается на место. Вопреки
инструкции я вклеил вначале основную часть
фонаря, а уже затем – носовую.
Следующий
шаг – сборка крыльев. Здесь есть одна
тонкость. Вначале полностью собирается
каркас и обклейка одного крыла. При этомзакрылки наклеивать сразу не надо, но
после установки крыла на место необходимо
сразу же наклеить и верхний зализ крыла.
Затем, вы устанавливаете ребра второго
крыла и собираете его окончательно.
Инструкция указывает, что приклеивать
второе крыло надо с конца, но вот этого то
делать и не надо! Наоборот, приклейте
вначале «корневую часть крыла, установите
зализ сверху, затем приклейте деталь 72 –
нижний зализ. Эта деталь, кстати, может не
совпасть по отверстиям с нишами основного
шасси, не беда – в этом случае подрежьте
отверстия «по месту». После этого вы можете
доклеить вторую часть крыла. Теперь
остается только доклеить элероны…
Следующий этап – сборка шасси.
Начинаем со сборки колес. В выкройках
представлены только обклейки, поэтому
довести до необходимой толщины колеса вам
придется самостоятельно из нескольких
слоев картона. Периметр колеса формируется
из лент, включенных в комплект, и вам
остается только покрасить готовое колесо
нитрокраской. В инструкции не
предусмотрено использование традиционных
металлических стоек, но для основного шасси
вы можете легко изготовить L-образную
стойку из скрепки. Свернутая стойка шасси
достаточно плотно садится в нишу и
приклеивается к ее дну и боковым стенкам
без дополнительных уплотнителей.
А вот с носовым шасси
придется повозиться. Во-первых, у него
относительно замысловатая конструкция,
хотя вы всегда можете отказаться от
излишней детализации. Во-вторых, вам
необходимо проследить за соблюдением
наклона передней стойки шасси – если
стойка будет стоять вертикально, а не на «полшага»
вперед, уравновесить модель вам не удастся!
После того, как самолет встанет
«на три точки», остается только установить
винт (и покрасить колпак серебрянкой – у
меняс собой ее не
было) и наклеить оставшиеся мелкие детали –
антенну, датчики скорости и т.д. Я, впрочем,
этого делать не стал, поскольку
неискушенные зрители любят не только
смотреть и но и трогать модель пальцами.
Готовая модель сверкает на
солнце и в свете ламп, производя
впечатление цельнометаллической. Теперь я
буду обращать более пристальное внимание
на выкройки, выполненные по этой технологии.
Конечно, отсканированные и распечатанные
выкройки такого эффекта получить не дадут…
Эта модель TS-8 Bies есть в
нашем каталоге и вы можете приобрести ее. А
с готовой моделью вы можете познакомиться
на турбазе МО РФ "Красная поляна".